Размышления биолога
Эпиграф:
За свою историю человечество, похоже, уже не раз переболевало коронавирусными инфекциями.
И. Ф. Рамирес (2020-й год)
Преамбула
Коронавирусы (лат. Coronaviridae) — это семейство вирусов, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащихвирусов, объединённых в два подсемейства, которые поражают человека и животных. Назначение «короны» у коронавирусов связано с их специфическим механизмом проникновения через мембрану клетки путём имитации «фальшивыми молекулами» молекул, на которые реагируют трансмембранные рецепторы клеток. После того как рецептор захватывает фальшивую молекулу с «короны», он продавливается вирусом в клетку и за ним РНК вируса входит в клетку.
Полимера́зная цепна́я реа́кция (ПЦР, изобретена в 1983 г.) — экспериментальный метод молекулярной биологии, позволяющий добиться значительного увеличения малых концентраций определённых фрагментов нуклеиновой кислоты (ДНК) в биологическом материале (пробе).
С момента написания моей первой статьи 10 марта 2020 г. «Китайский коронавирус: страшный черт… или так его малюют?», где я всерьез допускал, что это смертельная для всех опасность, прошло 12 дней.
За это время в мире многое изменилось. Изменилось и мое представление об этом вирусе. Только дураки не меняют своего мнения, если факты его не поддерживают. А факты таковы.
Теперь китайцы, собрав колоссальный объем данных, постепенно приходят к выводу, что первые оценки летальности были слишком завышены. Поначалу в умерших от новой болезни записывали оптом и всех, что объяснимо в состоянии чрезвычайной ситуации. Теперь оценки пересматривают — и они становятся менее угрожающими. В среднем летальность у китайцев получается на уровне «обычного» гриппа 0.1%.
Каждый день! от туберкулеза умирает 5 тыс. человек, а от «китайского черта» умерло около 15.3 тыс. за три месяца.

Фото легких больного туберкулезом

Фото легких больного коронавирусом

Фото легких здорового человека
Отличий между вторым и третьим снимком найти невозможно.
Теперь давайте думать вместе.
На сегодняшний день 23 марта на планете вирусом заразилось уже 350,5 тыс. (умерло 15.3 тыс.) человек практически во всех странах, но почему-то не болеют сотни миллионов детей. Полагают, что и миллионы взрослых сейчас являются носителями уханьского коронавируса.
Зададимся вопросом:
А чем носитель отличается от больного?
Медицинская энциклопедия сухо сообщает:
Бессимптомный носитель — человек, заражённый инфекционным заболеванием, но длительное время не проявляющий симптомов этого заболевания. Не будучи больным, такой носитель может передавать инфекцию другим.
Например, туберкулез, ответственный за каждую четвертую смерть в Европе в XIX веке в настоящее время развивается в клиническую («открытую») форму у 10% зараженных.
Получается, что «китаец» развивается в клиническую форму у 0.0001% десятитысячных процентов носителей. Так может, мировые правительства раздули из мухи слона?
Теперь по поводу диагностики коронавируса в РФ и мире.
Вот мнение моего коллеги по «альма-матер»выпускника биофака МГУ, молекулярного биолога, всю жизнь изучающего бактерий и вирусов бактериофагов — д.б.н. Константина Викторовича Северинова, профессора в США и РФ. (Полный текст интервью: echo.msk.ru)

К. В. Северинов
Про тесты на коронавирус:
А. Нарышкин — Чем отличаются тесты, которые определяют заражение за 48 часов и экспресс-тесты?
К. Северинов — Я не знаю. Есть два способа тестирования. Один способ связан с детекцией нуклеиновой кислоты (РНК вируса) в образце, взятом от человека. И он основан на так называемой цепной полимеразной реакции. Для этого теста и нужно знание генома вируса. Эти тесты есть. Сам по себе анализ занимает несколько часов. Проблема в том, что очень важно, чтоб эти тесты были правильные. И для этого нужно, чтобы лаборатории были сертифицированы и персонал был подготовленный. И даже эти тесты, в общем-то, слабали на коленке.
И для того, чтобы тест ввести в обиход, нужно знать про него, насколько он специфичен и насколько часто он ошибается, причем и в ту, и в другую сторону — сколько среди больных людей заведомо этот тест определяет как здоровых и сколько среди здоровых людей он определяет как больных.
А. Нарышкин — Про российские тесты что можно сказать? Потому что на нас вываливают цифры — 700 тысяч отправили в регионы.
К. Северинов — Про российские тесты можно сказать ничего, потому что никаких таких данных на этот счет нету.
А. Нарышкин — Ой, страшно
Вывод — нету в РФ пока тестов на коронавирус, по- видимому древним методом (разработан в 1983 г.) ПЦР тестируются все вирусы семейства коронавирусов — их около 40 видов.

Вот ПЦР — «у нас»

А вот ПЦР — «у них»
А теперь про тесты ВОЗ
А. Нарышкин — А вот тесты ВОЗ — мы тоже по новостям слышали — 100 миллионов штук по всему миру собираются развести — это что? Это вот какие тесты?
К. Северинов — Ну, я думаю, что это, конечно же, тесты на основе цепной полимеразной реакции. Здесь возникает та же самая проблема. Если вы берете полтора миллиона тестов, раздаете их в разные страны, и там более-менее неподготовленные люди (или даже подготовленные люди) начинают использовать эти тесты, потому что у всех паника и все бегут и хотят провериться.
Ну, тестировать бессимптомных людей… И все-таки большинство людей никакого вируса в себе не несет. Вы начинаете всех тестировать. Пусть у вас 10% ошибка. То есть из тысячи человек, которых вы проверили…
То есть что будут делать с этими тестами? По-видимому, всех будут поголовно тестировать. Большинство людей бессимптомны. Зачем это делать, совершенно непонятно. То есть какой должен быть после этого результат? Всех этих людей попрятать в Коммунарке, которая есть в каждой отдельной стране? Знаете, Коммунарки тут же переполнятся. Большинство из этих людей будут здоровы.
Вывод — тестирование даже тест-системами ВОЗ вызовет чудовищные ошибки.
А теперь: что делать с переболевшими.
А. Нарышкин — Вот тут вопрос про тех, кто уже переболел коронавирусом. Заразны ли они для других?
К. Северинов — Ну, вообще говоря, нет. Если они переболели, у них нет вируса, у них есть антитела, которые этот вирус вывели. Смотрите, почти на все такого рода вопросы сейчас можно ответить только на уровне более или менее информированного мнения. И никто не поручится ни за что 100%. Мы сейчас видим эпидемию, которая развивается вокруг нас. И данных, на самом-то деле, просто нет. Возможно, в будущем, если мы вообще будем помнить про эту эпидемию (скорее мы будем помнить про экономический кризис, ею вызванный или происходящий параллельно с ней), можно будет сделать ретроспективный анализ и что-то сказать. Но вот прямо сейчас просто, на самом деле, нет данных.
Например, если сама диагностика этого заболевания, прямо скажем, не очень точна, а симптомы не очень такие специфические, если у человека была высокая температура, и ему сказали, что у него был вирус, а потом он вылечился, а потом он опять заболел, то должны ли мы интерпретировать это, что произошло повторное заражение, например, или же что просто первое или второе заболевание были неправильно диагностированы? Мы, в общем-то, не знаем.
Вывод — Оказывается мы ничего не знаем — эпидемия это или фейк.
Теперь про вакцину.
«Вот когда я рассказал про долгое время, необходимое для приготовления вакцины, надо понимать, что к тому времени, когда вакцина будет, вирус, скорее всего, будет уже другим. Он эволюционирует вместе с нами. Мы эволюционируем или умирая от заражения, или приобретая иммунитет. Вирус эволюционирует, потихонечку приспосабливаясь к нам и приходя в состояние, когда он будет вызывать у нас гораздо более мягкие симптомы, но при этом контагиозность (его способность заражать разных людей) будет увеличиваться».
Вывод: вакцина эта никому не нужна.
А теперь мнение детского врача Валерии Федоровны К. (Москва)
Вирусы попадая в организм животного, в том числе человека, вызывают иммунный ответ, то есть комплексную реакцию организма на присутствие чужеродного субъекта. Именно благодаря вирусам иммунная система находится на страже и защищает наш организм.
Почему у младенцев существует безусловный рефлекс — все тащить в рот. Следствием являются многочисленные инфекции, которые ребенок переносит. Да, в отдельных случаях заболевания приводят к смерти младенца. Человек таким образом пытается познакомиться с как можно большим числом вирусов именно в ту пору, когда у него формируется иммунитет.
Что произойдет, если сразу после рождения поместить ребенка в абсолютно стерильную среду, максимально обезопасив его от инфекций? У него будет крайне слабый иммунитет, что смертельным для него станет даже обычный воздух, кишащий миллионами микроорганизмов и аллергическими раздражителями.
Вывод: болеть — полезно, хоть болезнь порой и убивает.
Однако убивает-то она отдельного человека, а иммунитет приобретает человечество в целом (популяция), что делает его более жизнеспособным. Именно благодаря мутации вируса и большому количеству переболевших, невосприимчивых к нему повторно, эпидемии и пандемии затухают. Считается, что для выработки коллективного иммунитета необходимо, чтобы 70% популяции подверглись заражению.
Поэтому такие страны как Великобритания, Швеция и Голландия отказались от мучительных карантинов и не ограничивают свободы жизни в своих странах.
Вся эта история с коронавирусом смахивает на чей-то (чей точно — пока неясно) ловкий ход одним махом поставить весь мир «на уши».
Почему в Италии высокая смертность?
Объяснения выдвигаются разные, но очевидная причина в том, что в Италии живет более 12 млн. жителей старше 60 лет, вот среди них высокая смертность прежде всего мужчин. России это не грозит, у нас и так их уже мало осталось.
Доктор биологических наук В. В. Зюганов